top of page
Writer's pictureЮрий Тавровский

Оценены шансы борьбы Америки против России и Китая: «Штаны порвутся»

Выдержат ли США новую «холодную войну» на два фронта


Россия и Китай – две «головные боли» коллективного Запада во главе с США. Устроив беспрецедентное санкционное давление на Москву, западные державы всеми силами пытаются сдержать и растущую мощь Пекина. Все чаще на фоне украинского кризиса звучат опасения, что Восточная Азия может стать новой «горячей точкой». Есть ли что-то общее между событиями на Украине и ситуацией вокруг Тайваня – рассказывает руководитель аналитического центра «Русская мечта и китайская мечта» Юрий Тавровский.

«Идет атака»

– На днях появились сообщения о том, что Китай направил 29 военных самолетов в опознавательную зону ПВО Тайваня. Показательно, что за последнее время количество таких инцидентов увеличивается. Есть ли какая-то зависимость между отношениями Пекина и Тайбэя, с одной стороны, и конфликтом на Украине, с другой?


– Уверен, что такая связка есть. С точки зрения стратегии, с точки зрения глобального миропорядка, одновременно идет атака Запада во главе с США на Россию и на Китай. «Холодная война», которая велась против нас с 1946 года и закончилась разрушением Советского Союза, не закончилась даже после этого. Велась она особенно интенсивно после 2007 года и известного выступления президента Путина на Мюнхенской конференции по безопасности. Американцам с тех пор удалось выстроить новую «линию фронта», опираясь главным образом на НАТО.


«Западный фронт» приобрел законченный вид с Севера на Юг после решения Швеции и Финляндии присоединиться к Североатлантическому альянсу, а также из-за того, что Молдавия стала все теснее сближаться с Румынией, членом НАТО. Ну, а плацдармом для главного удара была назначена несчастная Украина, которую даже не успели принять ни в НАТО, ни в Евросоюз.

Что же касается «Восточного фронта», то его создание началось сравнительно недавно. Хотя, конечно, американцы с начала века проявляли настороженность в связи с китайскими успехами, затем – обеспокоенность. А после 2018 года, когда Дональд Трамп начал применять торговые санкции, ситуация стала приобретать очертания сначала торговой войны, а затем и полноценной «холодной войны». Посмотрите, июль 2018 года – первые торговые санкции. Параллельно идут нападки на высокотехнологичные китайские компании (Huawei, ZTE), выдавливание китайских исследователей из американских центров, проблемы для китайских студентов в Америке. Одновременно возникает нечто похожее на «цветную революцию» в Гонконге. Затем начинается усиленное накачивание Тайваня оружием, начинается стимулирование сепаратистских настроений в тайваньской верхушке – туда сейчас прямо паломничество идет американских официальных представителей (даже спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси собиралась в Тайбэй).

Считаю, что все это взаимосвязано. Создано два фронта «холодной войны», которые представляют серьезную угрозу как нашим двум странами (России и Китаю), так и всему миропорядку.

«Они устроят себе большие поминки»

– В своей новой книге «Украинские угрозы для Пекина» вы рассказываете о том, как обострились отношения между Китаем и США. Начало этих процессов пришлось, похоже, на трамповские времена. Когда в Белом доме сменился президент, многие ждали, что курс американской администрации, по крайней мере, в отношении Китая будет скорректирован. Но, кажется, при Байдене разворота не то, что на 180 градусов, но даже и на 90 не произошло...

– Действительно, не произошло, да не могло произойти. Политика Вашингтона при Байдене в отношении Китая нисколько не изменилась, потому что в американской элите, которая условно делится на республиканцев и демократов, существует антикитайский консенсус.

Полное единомыслие! Мы это видим по тому, как Конгресс единодушно принимает антикитайские резолюции. По тому, как одобряются все более масштабные и качественные военные поставки. Так что никакой разницы нет между республиканцами и демократами. Я уверен, что и после следующей смены хозяев Белого дома и туда вернутся республиканцы, на «Восточном фронте» ничего не изменится.


Тут очевидный вопрос надпартийных, национальных интересов: Китай неумолимо выдавливает Соединенные Штаты с позиций мирового гегемона. И это позиция – не просто престижная, что американцы сидят в «президиуме» всех важнейших мировых собраний. Это и право печатания доллара, это возможность диктовать внешнеполитические, экономические, финансовые правила. Вопрос стоит не о выживании США, но о сохранения статус кво – в том числе и достаточно высокого уровня жизни американского населения, который поддерживается в значительной мере за счет эксплуатации всего остального мира.

Вполне понятное стремление удержаться на вершине глобальной пирамиды вполне понятно и оно не изменится. Одновременно не изменится и долгосрочная стратегия Пекина, которую называют «Китайская мечта о великим возрождением китайской нации». Считается, что примерно к 2025 году вооруженные силы Китая сравняются с американскими, а где-то к 2035-му сравняются и экономические потенциалы двух держав. Идет мощная восходящая динамика со стороны китайцев. Американцы буксуют, бесятся от бессилия и стараются сдержать Поднебесную с учетом своих национальных интересов.

Особенность сегодняшней обстановки в мире заключается в том, что одновременно столкнулись национальные интересы российские, китайские и американские. Американцы пытаются противодействовать сразу двум соперникам – и России, и Китаю. Тут встает вопрос: «А штаны не порвутся?» Хватит ли Америке сил? Мы знаем из истории, как кончались попытки воевать на два фронта. Это относится и к Наполеону, который воевал и с англичанами, и с Россией. Это относится к Гитлеру, который воевал одновременно с нами и с Западом. Это относится и к японскому императору Хирохито, который сначала развернул войну против Китая, а потом напал на американцев в Перл-Харборе и англичан в Гонконге и Сингапуре. Честно говоря, это относится и к Советскому Союзу, который был вынужден противостоять Западу (в лице НАТО) и Китаю, который создавал реальную угрозу на наших восточных границах. Да, мы надорвались, так сказать, «порвались штаны». Боюсь, что и американцев ждет не очень приятный экономический конец в борьбе на два фронта...

– Надо ли бояться? Наверное, на это стоит уповать, надеяться...

– Знаете, во время агонии умирающий частенько начинает дергаться и задевает все, что вокруг него. Вот это страшно: американцы спокойно не уйдут. Они устроят себе большие поминки.

«Анти-Россия и Анти-Китай»

– Насколько могу судить, представители китайских властей отвергают взаимосвязь между последними случаями обострения в Тайваньском проливе с событиями на Украине. Как объясняется эта позиция Пекина?

– Действительно, китайцы разработали систему объяснения, что ситуация с Тайванем совершенно не связана с ситуацией на Украине. Я с этим не согласен. Китайцы объявляют конфликт между материковым Китаем и «мятежной провинцией Тайвань» внутренним делом китайского народа. «Милые бранятся, только тешатся». При этом дипломаты заявляют, что возможные военные действия против Тайваня не будут нарушением международного права и актом агрессии против суверенного государства.

1 view

Comments


bottom of page