top of page
Writer's pictureЮрий Тавровский

ТЕОРИЯ НА СЛУЖБЕ ПРАКТИКЕ ВЕЛИКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ КИТАЯ

Updated: Feb 17

Роль Компартии в современной цивилизации Китая я бы сравнил с вдохновенной работой зодчего. Он задумал построить небывалую по размерам и красоте пагоду. Он заложил прочный фундамент. Он начал один за другим возводить ярусы этой пагоды и без устали продолжает выполнение своего замысла  вплоть до сегодняшнего дня.



На лекциях перед своими студентами и в ток-шоу на телевизионных каналах я использую еще и другое сравнение, более понятное современной российской аудитории. Компартия Китая насчитывает 100 миллионов членов, которые входят в 4 миллиона партийных организаций. Они как бы представляют собой разветвленную нейросеть, в которой каждый коммунист является персональным компьютером, а парторганизации – компьютерными хабами. Вся сеть соединена с суперкомпьютером под названием ЦК КПК. В суперкомпьютер стекается актуальная информация о положении дел в любой точке сети. Она обрабатывается, анализируется, а затем принимаются решения, которые возвращаются обратно в хабы и персональные компьютеры как сигналы для исполнения.

Вся эти огромная нейросеть обеспечивает управляемость страны с населением в 1400 миллионов человек. Одновременно она выполняет креативную роль, разрабатывая варианты развития на будущее, своевременно предлагая нации эффективные пути продвижения вперед в непрерывной меняющейся внутренней и международной обстановке. Особенно эффективно «суперкомпьютер» начал работать с приходом к руководству партией и страной  Си Цзиньпина.

С первых дней после XVIII съезда КПК Си Цзиньпин стал демонстрировать свой особый стиль руководства. Его можно сравнить с каллиграфическим стилем «да шоу би», с «широкими мазками» мастера кисти, который одним движением создает целый образ. Этот стиль проявился в начертании долгосрочного плана «Китайская мечта» – к 2049 году добиться великого возрождения китайской нации. Для политического «почерка» Си Цзиньпина характерен акцент на качество экономического и социального развития, а не количественные показатели. Он проявился в ускорении создания «сяокан», среднезажиточного общества. Он проявился в концепции «синь чантай» или новой нормальности, которая переориентировала народное хозяйство с наращивания экспорта любой ценой на сбалансированное развитие с акцентом на нужды собственных потребителей. В стратегии «и фа чжи го» или охоты на тигров и мух, означающей не выборочную, а системную борьбу с коррупцией. В новой концепции «двойной циркуляции», продолжающей и усиливающей смену ориентиров производства с внешних на внутренние рынки.


Эти ключевые элементы иероглифа «мэн» (мечта), начертанного одним взмахом кисти, были дополнены сопутствующими стратегиями. Военная реформа позволила НОАК стать современной и боеспособной силой. Переход к инновационному развитию и поощрение науки обеспечили Китаю выдающиеся успехи в космосе, кибернетике и создании искусственного интеллекта. Развернулось масштабное восстановление окружающей среды, принесенной в жертву промышленному рывку предыдущих десятилетий. Была отменена жестокая и недальновидная демографическая политика. Исключительно продуктивной оказалась инициатива «Пояс и путь», ставшая геоэкономической осью развития Поднебесной и большей части мира. «Выход из тени», ставший необратимым, хотя и вызвал «холодную войну» привыкшего к гегемонии Вашингтона, но зато обеспечил Китаю новый статус в мире и приблизил превращение Поднебесной в мощнейшую мировую державу. Взятый в первые же месяцы «Новой эпохи» курс на укрепление стратегического партнерства с Россией оказался своевременным и позволил избежать концентрации сил Запада для сдерживания Китая.


На ХХ съезде патриотические и гуманистические теоретические установки «Китайской мечты» получили дальнейшее теоретическое развитие. «Всеобщее благосостояние», «гун тун фу юй». Так называется новая партийная установка. Богатства, которые создает вся китайская нация, будут теперь распределяться более справедливо. В Китае с 2021 года больше нет нищих, но около 600 миллионов человек живет на 1000 юаней в месяц. В то же время число семей с активами примерно в миллион долларов составляет около 8 миллионов.

На ХХ съезде Си Цзиньпин снова проявил себя как теоретик, выдвинув также концепцию «цзыво гэмин», направленной внутрь партии самореволюции. Не отрицая достижений своих предшественников, он фактически отказался от устаревших установок минувших десятилетий и открыл дорогу к самосовершенствованию, самоочищению правящей партии. Объявленный на ХХ съезде период «Нового похода» сулит Поднебесной приток новой энергии, выдвижение новых стратегий развития.


Обеспечив Поднебесной в послеКОВИДный период устойчивую тенденцию к восстановлению экономики, социальной стабильности и повышению роли в мировом управлении, Компартия Китая совсем недавно выдвинула очередную теоретическую инновацию, на сей раз  в духовной жизни: "Построить великую державу с сильной культурой и формировать современную цивилизацию китайской нации". Именно так эта задача была сформулирована Си Цзиньпином в выступлении во время посещения 2 июня нынешнего года сначала Государственного архива публикаций и культуры, а затем Академии истории Китая.


В сопровождении других партийных руководителей, светил исторической науки и археологии, Председатель Си Цзиньпин с неподдельным интересом разглядывал древние рукописи, слушал объяснения специалистов. Затем состоялся симпозиум по сохранению и развитию культурного наследия, на котором и прозвучало установочное выступление. Си Цзиньпин призвал "находясь в новой отправной точке, продолжать содействовать культурному процветанию, строить великую державу с сильной культурой и формировать современную цивилизацию китайской нации". Реализация долгосрочного плана "Великого возрождения китайской нации", которая происходит с 2012 года по плану Си Цзиньпина, должна базироваться на прочной основе, желательно многовековой. Поэтому он подчеркнул "важность проведения исследований и предоставления интерпретаций истоков китайской цивилизации". Си Цзиньпин обратил внимание, что китайская цивилизация имеет долгую и непрерывную историю, уходящую корнями в глубокую древность. По его словам, "всестороннее и углублённое понимание этой истории имеет важнейшее значение для более эффективного содействия творческому преобразованию и инновационному развитию блестящих традиций китайской культуры, а также для построения современной цивилизации китайской нации. Необходимо "из поколения в поколение передавать традиции китайской цивилизации, единственной непрерывной мировой цивилизации".


Среди основных традиций Си Цзиньпин выделил предприимчивость, миролюбие и инклюзивность, под которой подразумевается гармоничное сосуществование различных религиозных верований в Китае, а также открытое мировоззрение по отношению к различным мировым цивилизациям. Эти фундаментальные черты китайской цивилизации определяют и её будущее. "Китайский народ должен следовать своим собственным путём, а инновационность определяет предприимчивый дух китайского народа", — подчеркнул Си Цзиньпин.

Из его выступления следует, что 5000-летнюю историю китайской цивилизации решено поставить на службу не только настоящему, но и будущему Поднебесной. "Находясь в этой новой исторической точке отсчёта, Китай должен сохранять твёрдую уверенность в ценности своей культуры и продолжать следовать своим собственным путём, а также развить китайский опыт для создания китайской теории с тем, чтобы достичь интеллектуальной независимости и самодостаточности".


Под "новой точкой отсчёта" подразумевается "Новый поход", который по решению ХХ съезда КПК пришёл на смену "Новой эпохе", первому десятилетию руководства Си Цзиньпина. Само название "Новый поход" призвано напомнить о Великом походе отрядов коммунистов под руководством Мао Цзэдуна. За прошедшие месяцы эта политическая конструкция наполнилась целым рядом теоретических новаций. Среди них "китайская модернизация", "глобальная безопасность", "глобальная цивилизация" и другие.


Теоретические инновации Компартии Китая впечатляют не только своей инновационностью, основанной на лучших идеях европейской и китайской мысли. Марксизм вобрал в себя лучший опыт двух тысяч лет развития европейской цивилизации. Теория «Китайской мечты» добавила к марксизму богатства пятитысячелетней цивилизации Китая – конфуцианства, даосизма, буддизма, легизма и других великих школ мысли. Нынешним зодчим удается, не отрываясь от теоретического фундамента, на практике возводить блестящую пагоду «Великого возрождения китайской нации» без рискованных экспериментов недавнего прошлого. В Пекине хорошо усвоили, что «Практика – единственный критерий истины».

0 views

Comentários


bottom of page