ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ -- СТАБИЛЬНОСТЬ И ИННОВАЦИИ Моя статья в газете "Глобвл Таймс"
- Юрий Тавровский
- 10 мар.
- 4 мин. чтения
1. Успех китайской дипломатии за период «новой эпохи» можно назвать «китайским внешнеполитическим чудом». Несколько десятилетий Пекин придерживался правила «оставаться в тени, не проявлять инициативы, накапливать силы, ждать удобного случая». Ситуация резко поменялась с приходом к управлению Си Цзиньпина. Всего через 4 месяца помле 18 съезда КПК он выступил в Москве с концепцией создания «Сообщества общей судьбы человечества». Китай заговорил о мироустройстве впервые за несколько десятилетий, которые прошли после выдвижения Председателем Мао Цзэдуном «теории трех миров». Через несколько месяцев появилась еще одна авторская концепция Си Цзиньпина. Во время встречи с Президентом Бараком Обамой он изложил теорию «новых отношений великих держав». В последующие годы были выдвинуты крупные концепции, которые создали стройную теоретическую основу новой китайской внешней политики. На этой основе удалось отстроить эффективные механизмы практической дипломатии. Системность в проведении глобальной и региональной политики, уверенность в силе своей нации стали характерной особенностью дипломатии Пекина. В этом я вижу самую сильную сторону внешней политики КНР и залог ее текущих и будущих успехов в продвижении по пути Великого возрождения китайской нации.
2. Китай играет роль стабилизатора международных отношений не только благодаря своей экономической и военной мощи. Некоторые великие держав используют свой потенциал именно для создания глобального хаоса. Очень важно, что творцы внешней политики в разных столицах мира всегда могут предсказать позицию и конкретные действия КНР, исходя из стабильности и системности ее глобального и регионального курса. За словом Пекина всегда следует дело. Пекин говорит о приверженности к мировому порядку с ООН в его центре и активно участвует в финансировании и повседневной деятельности этой ключевой организации , ее Совета Безопасности и ГА ООН, в работе специализированных учреждений. Авторитетные китайские дипломаты по праву заняли руководящие посты в важных глобальных структурах. Китайский миротворческий корпус по численности занимает седьмое место, а китайское финансирование стоит на втором месте. В условиях резкой критики администрации президента Трампа в адрес ООН твердая позиция КНР увеличивает шансы этой организации на продолжение своей деятельности.

Проявляя заинтересованность в стабильности существующего мирового порядка, КНР активно участвует в формировании новых региональных и глобальных организаций. Уверенность в своих нынешних возможностях и перспективах в обозримом будущем проявилась в создании ШОС и БРИКС. Феноменальный успех этих инновационных структур можно в знчительной степени отнести на счет китайского вклада, как финансово-экономического, так и концептуального.
Создав высокоэффективную модель экономического и социального развития под названием "социализм с китайской спецификой новой эпохи", Китай демонстрирует миру возможность существования принципиально нового социально-экономического уклада.. Выступая на торжествах по случаю 100-летия КПК 1 июля 2021 года, Председатель Си Цзиньпин заявил: «На основе продолжения и развития социализма с китайской спецификой, содействия скоординированному развитию материальной, политической, духовной культуры, а также цивилизованности общества и экологической цивилизации, мы сформировали новую китайскую модель модернизации и создали новую форму человеческой цивилизации».
Несколькими днями позже, уже на Всемирном саммите политических партий по случаю того же юбилея, главный коммунист планеты сделал очень важное уточнение: «Не существует общеупотребимой формулы модернизации и страны должны искать оптимальные решения. Со своей стороны, Компартия Китая готова обмениваться и делиться опытом с политическими партиями всех стран…». Транслируя «китайскую мудрость» во все концы планеты, китайская дипломатя вносит ощутимый вкладв мировое управление.До сих пор из Пекина не прозвучало даже намека на желание создать нечто вроде «Интернационала китайского социализма» по аналогии с Коммунистическим Интернационалом (Коминтерном). В то же время, привлекательность китайской модели растет по мере все новых успехов КНР.
3. С момента прихода Си Цзиньпина к власти сформировалась целостная система в области государственного управления внутри страны и комплекса инициатив на международной арене. Этой системой является долгосрочный план «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации». Китай не может занять достойное место в мире без восстановления и наращивания внутренней мощи. Досижения 1400 миллионов китайцев в своих городах и селах не могут быть правильно объяснены мировому сообществу и по достоинству им оценены без активной внешней политики.
Склонность Си Цзиньпина к системному управлению и подготовке долгосрочных проектов развития все эти годы обеспечивает синергию внешнеполитических и внутрикитайских политических, экономических и оборонных стратегий. Ради вывода на «новую орбиту» в мировой политике реализуются базовая концепции «Создания сообщества единой судьбы человечества», а также инициатива «Один пояс и один путь», стратегии «Глобальное развитие», «Глобальная безопасность» и «Глобальная цивилизация».
Параллельно был сформулирован и последовательно реализуется целостный набор основных стратегий по внутреннему развитию. В конкретных условиях эти концепции корректировались, получали новые названия или давали начало вытекающим из них новым стратегиям. Так «Новая нормальность» получила развитие в «Двойной циркуляции». Рассчитанная первоначально на установление равенства в отношениях с США концепция «Новые отношения великих держав» не была принята Вашингтоном, но была с успехом реализована в связях с Москвой. Инициатива «Пояс и Путь» придала убедительность «Сообществу единой судьбы человечества».
Эта инициатива стала действующей моделью мироустройства «с китайской спецификой». Отсутствие идеологических условий, невмешательство во внутренние дела, учет взаимных интересов вместо порождающей коррупцию «братской помощи», системность в подборе объектов приложения инвестиций и технической поддержки. Эти и другие особенности «Пояса и пути» укрепляют имидж Китая как глобального лидера «Большого Юга».. В то же время, благодаря проектам «Пояса и пути» Китай существенно расширил доступ к необходимому сырью, расширил транспортные возможности и, в результате получил в лице стран-участниц важнейшего партнер по внешней торговле. В условиях усиливающейся торговой и транспортной войны Запада против Китая эти достижения приобретают характер жизненной необходимости для всего Китая.
4. Проявляя деликатность и китайскую мудрость, Пекин берет на себя важную роль организатора региональных и глобальных структур Глобального Юга. Эта роль не ограничивается ШОС и БРИКС. Организуются и финансируются масштабные саммиты африканских центральноазиатских, латиноамериканских стран. Несмотря на сравнительно недолгий опыт присутствия в отдаленных от Китая регионах, пекинской дипломатии удается играть миротворческую роль в преодолении проблем между различными государствами. Достаточно упомянуть успех в примирении Ирана и Саудовской Аравии. Не по вине Пекина сорвались предварительные переговоры между Израилем и палестинцами. Наработанный опыт посредничества Пекин старается применить в решении украинского кризиса. За Пекином утверждается авторитет «честного брокера» в сложных отношениях между многими странами Глобального Юга и при решении проблем мирового масштаба. Немалое значение при этом имеют хорошие манеры китайских дипломатов, владение местными языками, рост числа женщин-дипломатов, отсутствие высокомерия и агрессивности, присущих их коллегам из стран Запада.
Китайская дипломатия играет важную парию в оркестре государственных, коммерческих, общественных и информационных организаций Китая.Этот оркестр внимательно слушает весь мир. Мелодии оркестра становятся все слышнее и популярнее.
Comments